Vivaldi — это браузер, который основали бывшие сотрудники Opera Software. Его принято считать норвежским, хотя команда расположена уже не только в Осло, но и в Финляндии и даже в Штатах. Этот браузер позиционирует себя как продукт, свободный от слежки за пользователями. Он помогает блокировать рекламу. И в целом достаточно дружелюбен для гиков и фанатов той самой старой Оперы. С обычными «домохозяйками» всё, конечно, сложнее, но это и не их целевая аудитория.
Неудивительно, что участники сообщества Open Source (которые как раз и являются самой настоящей целевой аудиторией для проекта) искренне не понимали, почему Vivaldi распространяется не в соответствии с принципами открытого и свободного кода. Как, к примеру, другой любимчик продвинутых пользователей ПЭВМ — браузер Firefox.
Штош, в команде Vivaldi нашёлся разработчик Julien Picalausa, который прямо и детально ответил на этот вопрос. Полную версию можно прочитать в их блоге, мы же процитируем ключевые ответы разработчика, не забыв снабдить их нашими едкими комментариями, обижаться на которые не надо. Vivaldi мы любим и поддерживаем (но не используем ха-ха).
На самом деле нельзя сказать, что команда Vivaldi испытывает какую-то нелюбовь к открытому коду. Но любит она его уж очень по своему. К примеру, разработчик рассказывает о том, что 3% внутреннего функционального кода они выкладывают открыто и под лицензией BSD.
Примерно 92% кода браузера с открытым исходным кодом поступает из Chromium, 3% — с открытым исходным кодом, полученным от нас, и только 5% — с закрытым исходным кодом нашего пользовательского интерфейса.
Но при этом скрывают исходный код интерфейса (те самые 5%). Почему? Потому что эта часть для них по-настоящему ценна.
Пользовательский интерфейс Vivaldi — это то, что делает браузер уникальным. Это наш самый ценный актив с точки зрения кода.
Но так как интерфейс написан на HTML/JS (а значит, любой школьник может его скоммуниздить) разработчики его ещё и обфусцируют (т. е. запутывают код), защищая от копирования.
Мы не публикуем его под свободной лицензией и выпускаем только обфусцированные версии. Обфускация (запутывание кода) частично предназначена для повышения производительности, но она также несёт в себе функцию защиты, чтобы не позволить другим разработчикам слишком легко взять код и создать похожий браузер (форк).
Vivaldi — это больше, чем просто код. У нас есть бренд и соответствующие торговые марки, которые мы должны защищать.
Новый продукт может стать непосредственным конкурентом, не прикладывая каких-либо значительных технических усилий
Тут была шутка про 92% кода Chromium'а в основе Vivaldi, но я её удалил. Надо признать: это их право брать то, что плохо лежит распространяется кем-то свободно и не отдавать своё.
А вот от следующей цитаты лично у меня подгорает. Просто вчитайтесь:
Если новый проект, основанный на нашем коде, реализует функции, которые в корне противоречат нашей этике (например, наносят ущерб правам человека или окружающей среде), даже если мы никоим образом не будем связаны с автором проекта, это может повлиять на нашу репутацию.
Ну да, ну да. Как там пострадала репутация Chrome/Chromium из-за конвейера браузеров от Mail.ru?
А вот к оставшимся причинам отказа от свободной лицензии уже не придраться. Это и сторонние проприетарные компоненты, которые нельзя выложить при всём желании, и большой геморрой, который получает любой желающий поддерживать продукт в опенсорсе.
Дело в том, что при работе с дополнениями к открытым проектам требуется довольно много ресурсов на проверку поступающего стороннего кода, на общение с авторами этих улучшений и на интеграцию кода в основной проект.
Vivaldi также содержит сторонний код. Лицензии для этих компонентов можно найти в пакете с исходным кодом и в установленном браузере, перейдя к vivaldi://credits.
Что в итоге? Всё просто. Vivaldi — большие молодцы. Но это коммерческий продукт. Их задача — зарабатывать деньги. И этой задаче вредят конкуренты. Поэтому ключевые интерфейсные фишки браузера не будут доступны с открытым кодом.