Основатель Vivaldi и Opera обвинил Google в злоупотреблении монопольным положением

Йон фон Течнер, создатель браузеров Vivaldi и Opera, опубликовал обращение к Google, в котором призывает сотрудников этой компании вернуться к принципам честной конкуренции и отказаться от злоупотребления своим доминирующим положением в поиске и на рынке рекламы.

Основатель Vivaldi

Мы не будем пересказывать его своими словами, поэтому опубликуем официальный русский перевод текста. А обсудить его вы можете в комментариях. Кажется, это достаточно серьезная тема, которую нельзя обходить стороной.


Йон фон Течнер, основатель и генеральный директор браузера Vivaldi:

Я знаком с Google дольше многих. Opera была первым браузером, интегрировавшим поисковую систему Google непосредственно в интерфейс программы, позволяя производить поиск прямо из адресной строки или же в поле для поиска. В то время Google была подающей надежды компанией. Я хорошо помню встречу с соучредителем Google Ларри Пейджем, его непринужденный дресс-код и любовь к мобильному устройству Danger, с которым он поигрывал на протяжении всего нашего разговора. Позже я познакомился и со вторым соучредителем, Сергеем Брином, и от этой встречи у меня также сложилось положительное впечатление. Google мне тогда показалась симпатичной компанией.

Наше сотрудничество с Google складывалось хорошо. Интеграция поисковика с браузером Opera дала возможность предоставить нашим пользователям удобный сервис, а также принесла нам некоторые доходы. Мы помогали Google расти – вместе с другими браузерами, которые пошли по нашим следам и также интегрировали поисковик Google.

Но все поменялось. Компания Google стала теснее сотрудничать с Mozilla Foundation, а также представила ряд новых сервисов, таких как Google Docs. Эти сервисы были полезными и стали быстро набирать популярность. Но они также показали и темную сторону Google. Они не только были несовместимы с Opera, но также активно побуждали пользователей использовать другие браузеры. Я попытался обсудить это с Сергеем Брином, но безуспешно. Для того, чтобы миллионы пользователей Opera смогли получить доступ к этим сервисам, нам пришлось скрывать наши идентификационные данные. Ситуация только ухудшилась после того, как вышел собственный браузер Google – Chrome.

Сегодня мы работаем над браузером Vivaldi. Он разработан на ядре Chromium, проекте с открытым исходным кодом, за которым стоит Google. По идее, у нас не должно возникать никаких проблем при использовании сервисов Google. К сожалению, в реальности все иначе. Мы продолжаем скрывать идентификационные данные нашего браузера для того, чтобы пользователи Vivaldi могли получить доступ к таким сервисам, как Google Docs.

Но то, что происходит сейчас – низшая точка.

Будучи крупнейшей рекламной онлайн-площадкой в мире, Google часто оказывается наиболее предпочтительным вариантом для компаний, продвигающих свои продукты или услуги в Интернете. Отстранение от Google AdWords может стать серьезной проблемой, особенно для онлайн-компаний.

Недавно наши рекламные кампании в Google AdWords были приостановлены без предупреждения. С этой ситуацией я сталкивался и прежде, однако на этот раз выбор времени говорил сам за себя.

Несколько изданий опубликовали интервью со мной, где я высказывался по поводу практики сбора пользовательских данных и нацеленной рекламы, в частности, со стороны Google и Facebook. Эти компании собирают слишком много частных данных о пользователях. На мой взгляд, это серьезная проблема, связанная с принципами демократии. Google и Facebook предоставляют беспрецедентные возможности для целевой рекламы, а также целевой пропаганды. Идея превращения Интернета в поле битвы для пропаганды очень далека от идеала.

Через два дня после того, как мои высказывания были опубликованы в статье Wired, мы обнаружили, что все наши рекламные кампании на платформе Google AdWords оказались заблокированы – без какого-либо предупреждения. Было ли это совпадением? Или же это было сделано преднамеренно, чтобы донести до нас предупреждение?

Обратившись к Google с целью решить эту проблему, мы получили разъяснение, замаскированное в виде неопределенных условий, некоторые из которых, как признались представители компании, не были «жесткими» требованиями.

В обмен на то, чтобы восстановить наши кампании в рекламной сети Google, специалисты Google диктовали условия размещения информации на нашем собственном веб-сайте, а также то, как мы должны обращаться к пользователям.

Нам пришлось немалые приложить усилия для того, чтобы понять объяснения Google, а также для того, чтобы выполнить все те необоснованные требования, которые были нам предъявлены – некоторым из них, кстати, не следует сама компания Google. Спустя почти три месяца наши рекламные кампании были возобновлены – только после того, как мы буквально прогнулись под требования Google.

Будучи монополистом как в области поисковых систем, так и рекламных площадок, Google, к сожалению, не может устоять перед соблазном злоупотребления влиянием. Мне жаль видеть то, как та позитивная компания, которую я когда-то знал, превратилась в задиру. Блокировка конкуренции, основанная на безосновательных аргументах, только усугубляет анти-конкуретные позиции Google. Также будет справедливым отметить, что деятельность Google нуждается в регулировании. Я искренне надеюсь на то, что Google вернется на праведный путь.


Что думаете?