Как вы можете знать, на Хром.рф время от времени подводятся итоги популярности тех или иных браузеров в России. У нас даже специальная обновляемая страница "Статистика" есть, которую вы можете найти в самом верху сайта.
Но в этот раз я хочу немного отойти от традиции и вместо очередной порции сухих процентов предлагаю вам прочитать много букв оглянуться назад и обсудить браузерную историю. За последние несколько лет изменения на рынке браузеров затронули почти каждого из нас, поэтому я верю, что пришло время поделиться своим мнением.
Немного истории
Кто бы мог подумать в 2008 году, что уже через несколько лет картина рынка браузеров изменится кардинально. Когда 7 лет назад Хром.рф запускался новостью о выходе Google Chrome версии 0.3, продвинутые пользователи называли его "браузером для блондинок" из-за минимализма в интерфейсе и отсутствия расширений. Казалось бы, такие титаны, как Internet Explorer, Opera и Firefox, уже окончательно поделили между собой пирог, и для новых игроков просто нет места. Вот только сторонники данной точки зрения не учли ресурсы и мотивацию корпорации Google.
Денег и времени в Гугл явно не жалели на новое для себя направление. Гуглеры построили большую и сильную команду, регулярно внедряли в Хром передовые технологии и показали всему миру, как выпускать новую версию не раз в год, а каждые 6 недель. А еще Гугл показал, что в продвижение браузера можно вкладывать большие деньги. Реклама браузеров впервые появилась на ТВ и даже на автобусных остановках. Да и дистрибуцию через партнеров использовали достаточно активно (порой с перегибами).
Но зачем было вкладывать столько денег в продвижение бесплатного браузера? Потому что Chrome это не просто хороший браузер, это канал дистрибуции поиска Google. Большинство пользователей используют тот поиск, что встроен в браузер. Именно поэтому Гугл платил миллиарды за право быть поиском по умолчанию в том же Firefox. Но зависеть от стороннего продукта опасно и дорого, поэтому был создан свой, где никому ничего платить не нужно.
В результате качественный продукт и активный маркетинг сделали свое дело. Google Chrome из странного новичка превратился в лидера рынка браузеров. Firefox, не имея возможности вкладывать сопоставимые деньги в продвижение, быстро теряет позиции, хотя и остается более чем качественным продуктом. Internet Explorer, пребывавший долгое время в состоянии анабиозного сна и лишенной какой-либо системной поддержки (кроме ограниченной серии рекламных роликов) упал и того ниже, вплоть до того, что в Microsoft решили перезапустить свой браузер и представили миру Edge. Opera, некогда особенно популярная в некоторых странах Европы, растеряла все свои достижения и по сути тоже перезапустилась с новым продуктом, но под тем же именем. При этом часть разработчиков и пользователей перебежали на маленький, но гордый Vivaldi, который вот-вот выпустит первую бету. Но падают не все конкуренты Хрома. Растет доля Яндекс.Браузера, который так же, как и Chrome, полагается на две базовые составляющие (сам продукт и его продвижение), за которым также стоит поисковый гигант, причем так же мотивированный победить. В общем, годы идут, игроки меняются, но скучно никому не будет.
А теперь можно перейти к тем самым почти сухим процентам...
Популярность десктопных браузеров в России за октябрь
Десктопный Google Chrome доминирует в России с 40,1%, но его рост в целом замедлился или даже остановился.
Вторым идет Яндекс.Браузер с 15,5%, который относительно недавно оставил позади всех лидеров прошлой эпохи.
Третье почетное место достается Firefox c 14%.
А дальше идут Internet Explorer с 10,8%, новая Opera (Blink) с 9,7%, старая Opera (Presto) c 3,5%. Все остальные Chromium-браузеры занимают 3,4% (причем это в основном Амиго от mail.ru).
Популярность мобильных браузеров в России за октябрь
С десктопа разобрались, а теперь про мобильные. Здесь в плане операционных систем доминируют Android и iOS. И весь топ-3 занимают браузеры, которые предустанавливаются на этих системах разработчиками самих систем.
Google Chrome идет с 38,8%. Тот, кто проспал последние несколько лет, может удивиться, что Chrome был отнесен нами в предустанавливаемые. Да, он доступен для установки через Google Play или App Store с момента своего появления. И в первое время установить его можно было только так. Затем Гугл начал предустанавливать его на свои аппараты серии Nexus. А в последнее время Google Chrome обязателен для предустановки производителем любого устройства на базе Android, если он хочет получить доступ к Google Play. Такова текущая политика дистрибуции. Кстати, высокая доля на мобильных обусловлена именно Андроидом. На айфонах в России Хром занимает лишь 3%.
Вторым идет дефолтный браузер Android c 23,9%. Еще один пример того, что пользователи в массе используют то, что было предустановлено.
Не трудно догадаться, что третьим идет мобильный Safari с 22,8%. Этот браузер долгое время имел эксклюзивный доступ к полноценному JS-движку iOS, поэтому все остальные браузеры могли восприниматься более медленными и лагающими. И это было далеко не единственным ограничением со стороны платформы, поэтому удивляться тут не приходится. Хотя опять же не стоит забывать про силу предустановки.
Первым после большой тройки "системных" браузеров идет Яндекс.Браузер с 3,4%. Сразу за ним Opera Mini с 3,3%. Затем китайский UC Browser с 2,8%. Про остальные скромно промолчим.
Ну что? Обсудим?
Лирический эпилог про статистику, а не браузеры
Вы все врете! Статистика - ложь! Все мои друзья используют другой браузер!
Порой очень трудно поверить в данные статистики, ведь наш личный опыт и наблюдения за друзьями могут ей противоречить. И тут главное понять, что мы и наше окружение это лишь маленькая часть общей картины. Популярные лично у нас продукты могут не быть таковыми во всем остальном обществе. Причем в разных регионах мира (или даже в разных городах одной и той же страны) популярными могут быть самые разные браузеры.
А как увидеть картину в целом? Например, вы можете провести полноценный социологический опрос репрезентативной группы людей. Но на это мало кто способен.
Остается только вариант довериться тем, кто такую статистику собрать способен. Например, на это способны популярные системы аналитики (Liveinternet.ru, Яндекс.Метрика, StatCounter, Google Analytics и прочие). Вебмастеры берут их код и размещают на своих сайтах, чтобы знать, сколько и какие пользователи к ним заходят. Каждый вебмастер видит в результате статистику только по своему сайту, а вот сервис располагает уже данными по миллионам таких сайтов и может увидеть более-менее общую картину.
Отлично. Значит могу довериться любому сервису, который анализирует трафик сайтов?
Нет. Сервис должен иметь достаточную базу для того региона, для которого вы хотите увидеть статистику. Например, большое заблуждение ориентироваться на данные сервиса StatCounter, если вам интересна Россия. Статистику данного сервиса уважают в мире, но для России она не показательна. Почему? Потому что здесь слишком мало сайтов, которые используют их для анализа своего трафика. Так сложилось исторически. В наших краях куда популярнее Liveinternet.ru, чей код установлен на 1,5 млн ресурсов. К счастью, его данные по России находятся в публичном доступе и позволяют нам увидеть более-менее правдивую статистику.