Веб-разработчики скорее всего знают расширение Window Resizer для Google Chrome, которое позволяет задавать конкретный размер окна браузера. Это бывает полезно, например, чтобы сделать скриншот нужного размера или протестировать внешний вид сайта. Ну так вот... расширение это с большим скандалом удалили из Chrome Web Store. Причем, как обычно, причину удаления многие переврали. Сегодня мы расскажем сухие подробности, которые, возможно, будут полезны как разработчикам, так и пользователям.
Как вы наверно знаете, в 2012 году разработчики расширений получили право встраивать на сайты свою рекламу. Решение откровенно спорное. За эти почти два года мы так и не увидели ни одного примера, когда расширение воспользовалось этим правом, но при этом не нарушило рекомендаций. Зато поток мусорных творений, которые встраивали баннеры, например, во ВКонтакте, появился достаточно быстро. Вспомните случай с MusicSig, когда автору предлагали деньги, но он отказался.
Ну так вот... Разработчик расширения Window Resizer попытался соблюсти все правила и легально воспользоваться этой возможностью заработать. Он договорился с поисковой системой Ecosia, которая известна тем, что борется за права лесов в Бразилии и собирает (якобы, мы не проверяли) на это дело деньги путем размещения в своей поисковой выдаче "реферальских" ссылок на магазины. Пользователь покупает что-то там, а Ecosia получает свой процент.
В Window Resizer это работало так. Расширение подменяло часть ссылок в поисковой выдаче Google на свои. Результат выдачи оставался тот же самый - сайты они не двигали и не подставляли. А вот ссылки, ведущие на эти сайты, расширение изменяло так, чтобы можно было отследить покупки и получить свой процент с продаж.
Причем разработчик не пытался это скрыть. При обновлении расширения пользователь видел сообщение о поддержке Ecosia.
When the extension was updated to include those links, there was an update message saying "Added EcoLinks to Google pages" with a link on "EcoLinks" taking you to the settings page where you could learn more about it and disable it if you chose to do so.
В самой поисковой выдаче Google подобные спонсорские ссылки были выделены специальной меткой. А в настройках приложения он не только дал возможность выключить это, но и вынес предупреждающее сообщение в самый вверх настроек, чтобы заметил каждый посетитель опций.
Но все это не помогло. Пользователи были в шоке, естественно. Обвинили во всех грехах. Даже придумали про шпионаж и перехватывание нажатий клавиатуры. И вот некоторые причины этого:
1. Неожиданно, что расширение, которое просто меняет размер окна, получает право вмешиваться в выдачу Google.
2. Сообщение при обновлении и крутой блок в настройках - это действительно круто и разработчик тут молодец. Но этого мало. Это не очевидно для среднестатистического пользователя, который ничего не читает и никуда не смотрит.
3. Проблема в Ecosia. Их сервера глючат, банят по IP пользователей. В результате они не могли перейти по ссылке из выдачи.
4. Пользователь не давал права на передачу в сторонний сервис информации о том, какие сайты в выдаче он посещал. Нужно было дать право выбора пользователю. Спросить при обновлении. Это ведь не трудно реализовать.
В результате расширение было удалено с формулировкой: "Реклама должна однозначно указывать на расширение, которое ее подставляет". И это еще логичная и справедливая причина. В последнее время из Chrome Web Store начали удалять расширения, вставляющие рекламу, по причине: "Расширение должно выполнять только одну функцию". Т.е. реклама на страницах сайта это отдельная функция, которая должна быть вынесена в отдельное расширение. Смешно да?
Но самое страшное во всей этой истории не реклама. Самое страшное это слова разработчика Window Resizer:
I could have sold the extension to someone who would have gained access to all your passwords, emails, etc without you even knowing it. I haven't done that!
Наш вольный перевод:
Я мог бы продать это расширение тем, кто хотел бы получить доступ ко всем вашим паролям, email и прочим данным, и вы бы об этом даже не узнали. Но я этого не сделал!
Не сделал. Но возможности есть...